IconPO Портал образования
Тюменского района
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ special eye

МАОУ Созоновская СОШ

Тюменский район, c. Созоново, ул. Молодежная, д. 2
+7 (3452) 772-282
soz@obraz-tmr.ru

ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ

    Село Созоново - дальняя окраина тюменских окрестностей на Тобольском тракте в 52 км от города. Село основали в XVII веке выходцы из Ярославля и Владимира.

    «Сибирские ярославцы и владимирцы, – писал историк П.А. Словцов, – самые оборотистые и предприимчивые. Нельзя не приметить и ныне в жителях сих селений особого трудолюбия, старинной набожности, старинной чинности в платье». Название села произошло от фамилии первопоселенца Созонова, который поставил здесь однодворную деревню.

    Уже 150 лет назад это было крупное село почти в 100 дворов. Как и в других притрактовых селах, здесь кроме землепашества и скотоводства занимались ямщиной, торговлей, ремеслами. В округе была известна деревянная лакированная посуда, изготовленная крестьянами села Созонова.

    В конце XVIII века в связи с административными реформами, деревня Созонова переводится в статус села и волостного центра.

  Созоновская волость была центром крупнейшего в западной Сибири кустарно-промышленного района, чему способствовали природные условия и приближенность к главным транзитным путям. Круглый год по тракту тянулся нескончаемый поток переселенцев, требующий большого количества транспортных средств, орудий труда, предметов повседневного спроса, пищи, одежды, что определяло специализацию кустарной и ремесленной деятельности местных крестьян. 

    Как говорили крестьяне – «...не земля нас кормит, а большая дорога». В притрактовых деревнях было распространено кузнечное дело, «работа колес», изготовление саней и других транспортных средств. Крестьяне занимались первичной обработкой кож, которые сбывали на местных рынках. Отдельные крестьянские семьи выделывали из кожи ремни, шлеи, упряжь для лошадей, шили кожаную обувь, занимались плетением мереж, ткачеством. 

    Славилось село Созоново своими мастерами по изготовлению черно-лаковых дуг по особой технологии. Каркас конской дуги обтягивался хорошо выделанной яловой кожей, покрывался черной краской, а затем расписывался ярким цветочным орнаментом и покрывался лаком. Здесь уместно еще раз процитировать историка П.А. Словцова: «Что за чудо этот сибирский возок, устланный мягким ярким тюменским ковром! Упряжь украшает черно-лаковая дуга, под которой крепили два колокола». Поддужные колокола отливали известные в Сибири купцы Гилевы, владеющие технологией колокольного литья.

    Ввиду дальности сибирских расстояний самым доходным крестьянским промыслом становился извоз. Особое развитие — это занятие получает в конце XVIII в. после официального разрешения отходничества. Для транспортировки товаров на ярмарки купцы назначали доверенных из своих приказчиков, снабжая их деньгами на путевые расходы. В Сибири таких приказчиков называли «транспортными обозными молодцами», которые нанимали возчиков для перевозки купеческой клади. Наиболее распространенной формой извоза были «связки» из пяти подвод, которой управлял один возчик.

    В 1909-1915 годах на средства местного купца И.П. Скотина мастерами из Санкт-Петербурга была построена каменная церковь во имя Великомученицы Екатерины. По своему облику она напоминает протестантскую церковь. Церковь была отреставрирована в 1992-1993 годах (ул. Мира 3а). 

    Оставлен в Созоново след ссыльной царской семьи. Летом 1918 годы вслед за родителями, которые уже находились в доме Ипатьева, в Екатеринбурге, везли детей Николая II – цесаревича Алексея, Ольгу, Татьяну и Анастасию. Эту процессию сопровождал архиепископ Гермоген, который за свои настойчивые требования об освобождении детей был утоплен конвоирами в Созоново на переправе через Туру. Привязав к ногам камни, охрана сбросила его с парома в реку, и конвой последовал дальше в Тюмень, а тело Гермогена верующие достали из воды и отправили в Тобольск.

   Архиепископа похоронили в Софийско-Успенском соборе, а его мученические вериги были объектом поклонения верующих. В настоящее время архиепископ Гермоген канонизирован, его мощи находятся в Тобольске, в Покровско-Успенском соборе.

    Местные крестьяне одними из первых в Тобольской губернии признали Советскую власть. В архивах сохранился документ, датированный 20 февраля 1918 года, где записано: «…Всем волостным управам сообщается, что на собрании, бывшем 18 февраля с.г., население Созоновской волости признало всю полноту власти за Советами», Но Советская власть просуществовала недолго, в июле пришли белогвардейцы и белочехи. Только рано утром 10 августа 1919 года Созоново было освобождено от колчаковцев частями 2-го батальона 1 –го полка Красных Орлов. Погибших в боях красноармейцев похоронили в центре села и в 1920 годупоставили обелиск. 

    Рядом сооружен пилон с именами созоновцев, павших на фронтах Великой Отечественной войны. В первый год Великой Отечественной войны артель «Красный лесохимик» добывала смолу и делала скипидар, а также деревянные бочки. С фронтов Великой Отечественной войны не вернулось 80 жителей села. В Созоново родился Герой Советского Союза, летчик – штурмовик П.С Шаров.

    В 1929 году в селе организовалось товарищество по совместной обработке земли (ТОЗ), а в начале 1930 годов на его основе был создан колхоз имени Ленина, который после неоднократных реорганизаций и объединений с колхозами деревень Щербаковой, Криводановой, Муллашей и других в 1962 году вошел в состав совхоза имени Калинина (теперь ОАО «Ембаевское»), а в 1968 годувыделился в самостоятельный совхоз «Лесной». Он специализировался на разведении уток, а с 1986 года перешел на выращивание цыплят-бройлеров. В дальнейшем это АО «Лесное», здесь выращивали кур, уток, гусей, была молочная ферма.

    Возле Созонова на Туре была прежде переправа. Вначале Тобольский тракт из Тюмени шел по правому берегу Туры до деревни Криводановой, пересекал реку у Созонова и шел к Тобольску уже по левому берегу. Участок тракта от Тюмени через Каскару и Борки был проложен несколько позже, и оба участка - по левому и правому берегу – использовались одновременно. Уже в советское время, когда в Тюмени построили мост через Туру, тракт окончательно проложили по левобережью, а в конце 1960-х- начале 1970 годов его покрыли асфальтом до границы с Ярковским районом.

    Первые автомобили на Тобольском тракте появились в конце 1929 года. Осенью того же года газета «Красное знамя» сообщала: «Тракт Тюмень- Тобольск ремонтируется…Зимой по этому тракту будут ходить 50 грузовых автомобилей «Форд» для перевозок главным образом мороженной рыбы и промтоваров…Полным ходом идут занятия на курсах шоферов, 90 человек готовы стать водителями машин…Для наблюдения и работ по поддержанию тракта через каждые 10 км будет ремонтер, а через каждые 50-60 км дорожный мастер».

    Но еще долго на этом тракте грузы и пассажиров возили на лошадях. «Для осуществления зимней связи Тюмени с Тобольском…приступили к организации 6 пассажирских станций на протяжении Тобольского тракта. При каждой станции будет иметься артель легкой гоньбы, состоящая из 12 пар лошадей с необходимой упряжью и нужным количеством зимней одежды. Кроме этого начата организация 6 постоялых дворов… и грузовых артелей, которые должны охватить в Тюменском округе не менее 200 грузовых подвод», сообщала газета осенью 1929 года. Пассажирские автобусы пошли по тракту только в 1950-х годах.

soz1



 

Top